Будущее авиации

Движущиеся по воздуху автомобили, космические суда, сверхзвуковые авиалайнеры — это основные виды транспорта, которыми, если верить научной фантастике, будут пользоваться потомки. Многие фильмы и сериалы (например, Star Trek или «Джетсоны») сформировали у общественности именно такое представление о каждодневной жизни в далеком будущем. Поначалу такие средства передвижения могут выглядеть не иначе как игрой воображения, однако новые научно-технические достижения в сфере авиации приближают к реальности самые смелые идеи.

Экологически чистый авиатранспорт

Известно, что современные самолеты и автомобили загрязняют окружающую среду за счет большого количества канцерогенных веществ в отработанных газах. Особенно значительное негативное воздействие на природу оказывает авиатранспорт. По мнению Еврокомиссии, он является основным источником формирования «парникового эффекта». Однако в последнее время стремительно развиваются чистые с экологической точки зрения технологии, включая электрический авиатранспорт. О его перспективах развития положительно отзывается Питер Паленский — известный профессор, работающий в Делфтском университете и полагающий, что самолеты с электроприводом могут стать реальностью уже в обозримом будущем. По мнению специалиста, этому особенно способствует преобладание сверхлегких и легких самолетов. Подтверждением тому являются впечатляющие концептуальные воздушные суда Eviation Aircraft и Airbus, которые могут воплотиться в реальность значительно раньше предполагаемого срока.

Самолет CityAirbus

Наглядным подтверждением возможности реализовать идеи научной фантастики является CityAirbus — современный высокотехнологичный джет, способный вертикально взлетать и садиться. Концептуальная идея заключается в создании беспилотного электросамолета, способного перевозить по воздуху до четырех человек. Благодаря конструктивным особенностям City Airbus способен двигаться от одного строения к другому, становясь альтернативой наземному транспорту.

Воздушные суда от Eviation Aircraft

Израильская корпорация Eviation Aircraft намерена реализовывать электросамолеты на близлежащих рынках. Изящные воздушные суда, рассчитанные на 9 человек, будут способны курсировать на расстоянии 160–970 км, но не исключена возможность совершения рейсов и по более удаленным маршрутам. Это будет удобный вариант для любителей арендовать воздушное судно.

Автоматизированные самолеты

Индустрия воздушного судостроения в последние годы стремительно развивается. Как считает Паскаль Траверс, один из руководящих работников Airbus, потребности мировой коммерческой авиации в пилотах достигнут 600 тыс. человек в ближайшие 20 лет. По мнению специалиста, это может стать серьезной проблемой, поскольку в настоящее время их количество значительно меньше. Решить задачу поможет создание разрабатываемого в настоящее время автоматизированного беспилотного самолета.

Инновационные концептуальные модели, например CityAirbus или продукт корпорации Eviation, предназначены для беспилотной эксплуатации. Однако Паскаль Траверс полагает, что даже самой современной автоматике будет сложно предусмотреть все возможные сценарии развития событий. C этим мнением согласен Бьорн Ферм, эксперт корпорации Leeham News, который подчеркивает, что даже беспилотные суда должны иметь на борту пилота, чтобы в нештатной ситуации он мог вмешаться и взять управление на себя.

В качестве промежуточного решения предлагаются полуавтоматические самолеты. Они будут работать под управлением электронной аппаратуры, но в присутствии профессионального пилота, который будет оказывать содействие искусственному интеллекту в принятии тех или иных решений. По мнению многих специалистов и независимых экспертов, при нынешней интенсивности развития авиационных технологий подобные воздушные суда могут появиться в ближайшее время.

Будущее со стремительными перелетами

Длительные перелеты утомительны и малоприятны. Однако уже сегодня можно представить, что воздушный рейс по маршруту Москва — Бангкок, занимающий сейчас 8-9 часов, можно будет преодолеть вдвое быстрее. Подобные разработки в настоящее время ведутся специалистами NASA совместно с компанией Boom, находящейся в Денвере. Они занимаются конструированием гипер- и сверхзвуковых самолетов, которые проектируются таким образом, чтобы достичь скорости 2,2 маха (это вдвое быстрее, чем распространяется звук).

Однако это не первое подобное достижение. Например, знаменитые «Конкорды» летали со скоростью 2,02 маха, что составляло около 2 180 км/ч. Однако в 2003 году от них было решено отказаться ввиду высокой себестоимости перелетов. Кроме этого, данные лайнеры имели дополнительные ограничения в совершении полетов над океаном, поскольку могли спровоцировать возникновение звукового удара в городских районах. Сегодня NASA стремится развить реализованные в «Конкорде» технологии, но уже с помощью новейших решений в авиации.

Воздушные суда серии Х — это футуристические модели, разработанные конструкторами и инженерами NASA для отработки перспективных технологий. Планируется, что первый самолет из данной серии будет испытан уже в 2021 году. Рабочее название модели — Low-Boom Flight Demonstrator, ее особенностью будет стреловидная конфигурация крыльев для возможности лететь со скоростью света, не создавая при этом звукового удара.

Летать на таких самолетах будет дорого. Например, ориентировочная стоимость билета из Токио в Сан-Франциско и в обратном направлении составит 5 тыс. долларов. Однако это дешевле, чем в «Конкорде», где место обошлось бы в 20 тыс. долларов.

Комфортные перелеты будущего

Предполагается, что в обозримом будущем пассажирам авиалайнеров будет обеспечен максимальный уровень комфорта. Например, с помощью собственного мобильного телефона они смогут управлять встроенными развлекательными приставками, имеющимися в самолетах. Одной из новых форм развлечения в полете являются решения в сфере виртуальной реальности, адресованные прежде всего тем авиапассажирам, которые боятся летать. Очевидно, что это значительно повысит уровень комфорта.

Стремительное развитие авиационных технологий наглядно демонстрирует, что уже в обозримом будущем станут доступны решения, до недавнего времени представлявшиеся лишь научной фантастикой или казавшиеся нереальными в принципе. Это позволит сделать полеты безопаснее, быстрее, а также обеспечить более высокий уровень комфорта.