Какое будущее ждет индустрию воздушных грузоперевозок?

Jun10 - Thumb_tcm114-55580_5579864.jpg

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) настроена оптимистично: пятилетка застоя в отрасли скоро сменится ростом доходов. Объемы воздушных перевозок перестали расти из-за мирового финансового кризиса и тарифных ограничений, используемых некоторыми странами, но в 2019 г., по оценкам специалистов, отрасли должна покориться отметка в 116 млрд долларов. А это на 6 млрд больше, чем в 2018. Общий тоннаж вырастет с 63,7 до 65,9 млн тонн.

На такой расклад повлияло сразу несколько факторов: рост объема услуг на развивающихся рынках, оживление электронной торговли, цифровизация отрасли, развитие технологий в самолетостроении. Но перемены влекут за собой и новые сложные вызовы, такие как расширение нормативной базы, усиление ценового давления и повышение общего напряжения в мировой торговле. И успех индустрии будет зависеть от способности всех звеньев цепочки адаптироваться и работать в рамках стратегического партнерства.

Что прогнозируют ведущие аналитики?

  • IATA. Помимо роста тоннажа на 3,7 %, Ассоциация предсказывает увеличение в 2019 г. доли грузоперевозок в доходах авиакомпаний, которая составит более 13 %. Будущее — за грузовыми воздушными судами и дронами. Следовательно, в центре внимания окажутся новые нормативы и вопросы безопасности. Предсказывается и стремительное развитие грузовых терминалов за счет автоматизации, а не строительства.
  • McKinsey & Company. Согласно их анализу, до 2030 объем воздушных грузоперевозок будет расти на 3 % в год. А электронная торговля в ближайшие 10 лет продолжит расти со скоростью 10‑15 % в год. У трансграничной торговли этот показатель выше, чем у онлайн-продаж в целом (до 25 %), что открывает новые возможности для развития чартерного сектора.
  • Xeneta. Компания предупреждает о росте ценового давления со стороны конкурентов со скоростью 3 % с учетом увеличения вместимости и грузоподъемности воздушных судов. И это может иметь негативные последствия для чистой прибыли перевозчиков.
  • Boeing. Парк грузовых воздушных судов станет больше на 75 %: к 2037 г. их будет 3 260. А приоритет сместится на азиатские рынки, которые развиваются быстрее, чем мировой.
  • Supply Chain Beyond. Согласно их данным, только 60 % экспедиторских компаний, организующих перевозку грузов по воздуху, предоставляют клиентам возможность онлайн-регистрации. И только единицы управляют транспортировкой в режиме онлайн. Поэтому, если перевозчики не изменят традиционный подход, они проиграют новым стартапам, изначально ориентированным на «цифру».

Авиакомпании будут больше зарабатывать на электронной торговле

По подсчетам Boeing, к 2021 г. объем продаж достигнет 4,9 трлн долларов. Цифра удвоится по сравнению с 2017. Эту тенденцию можно четко проследить на примере гиганта электронной торговли Amazon. В 2018 г. компания потратила почти 18 млрд на доставку товаров по Северной Америке (а это 65 % от ее совокупного рынка) и нарастила с 2015 г. парк самолетов до 45 «Боингов», плюс заключила новую сделку на поставку дополнительных судов.

Отраслевые эксперты считают, что популярность воздушной доставки среди компаний, занятых электронной торговлей, будет стремительно увеличиваться и повлечет ускорение сроков до 72 часов. Однако они предупреждают и о последствиях роста на «восходящих потоках»: обороты торговли стабилизируются и темп снизится, но если сектор сможет наладить интегрированную цепочку поставок, то будет и дальше пользоваться плодами этого рынка.

Развивающиеся рынки — новый стимул для роста объемов грузоперевозок

Ожидается, что в ближайшие 10 лет между Азией, Ближним Востоком, Индией и Африкой воздушное грузовое сообщение увеличится на 6 %, а еще через 20 лет — на 5 %. В этом плане особенно показательна ситуация в Китае, который активно наращивает парк, расширяет список международных аэромаршрутов и повышает объемы грузоперевозок. Согласно данным China Daily, только в июле прошлого года цифра составила 595 тыс. метрических тонн. Это 8,7 % годового роста, что в сравнении с 2,1 % общемирового роста выглядит впечатляюще. И все прогнозы говорят об усилении тенденции.

Воздушные чартерные перевозки и вся мировая экономика напрямую зависят от взаимодействия между странами, поэтому, несмотря на разногласия между правительствами, важно сохранять открытость. Это залог устойчивого развития торговли.

Как выглядит грузовое судно будущего?

Boeing прогнозирует увеличение числа широкофюзеляжных транспортных судов, на долю которых приходится более 50 % от общего объема доставляемых по воздуху грузов. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня можно говорить об активном внедрении беспилотных технологий. Дроны обеспечат скорейшую доставку в удаленные регионы, где нет терминалов, и упростят процесс. Многие компании уже взяли беспилотники на вооружение:

  • Boeing HorizonX (США) завершила аэродинамические испытания нового грузового самолета, который сможет в автономном режиме доставлять посылки весом до 500 фунтов.
  • Beihang UAS Technology (Китай) разрабатывает БПЛА для перевозки грузов весом до 1,2 тонны на расстояние более 700 миль.
  • Garuda Indonesia (Индонезия) заключила партнерское соглашение на поставку 100 беспилотных аппаратов, которые будут циркулировать по отдаленным регионам страны.
  • Amazon (США) создает систему Prime Air, которая позволит сократить время доставки до 30 минут за счет дронов.

С какими логистическими проблемами столкнется индустрия?

  1. Траты на реализацию вспомогательных технологий. В начале 2019 г. отрасль перешла на электронные транспортные накладные (e-AWB), которые требуют доступа к точной информации в режиме реального времени и постоянной связи между участниками процесса.
  2. Предоставление предварительной информации таможенным службам. Число стран, где это требование обязательное, растет. Таможня и пограничный контроль запрашивают заранее данные о доставляемых товарах, что создает определенные неудобства для перевозчиков.
  3. Изменение документооборота в сфере экспресс-доставки. С введением нормативной базы SAFE и ICS-2 почтовые компании обязали предоставлять информацию об отправлениях таможенным службам. А для этого нужно разработать эффективный алгоритм для пересылки данных из почтовых систем.

Цифровизация — путь к безбумажному документообороту

Такой подход поможет сделать перевозки простыми, быстрыми и безопасными. Никакой волокиты с бумагами, снижение временных затрат на бронирование, минимизация человеческих ошибок при обработке грузов, полный доступ к информации о ходе доставки — перспективы выглядят многообещающе. Это экономически более рентабельный и интеллектуальный путь развития. Аналитики McKinsey & Company считают, что цифровые продажи и обслуживание — будущий эталон отрасли. И именно использование новейших технологий станет главным конкурентным преимуществом для грузоперевозчиков.

Намечается конкуренция между стартапами и традиционными компаниями, работающими в отрасли много лет. Если последние возьмут новый курс и найдут ресурсы на обновление технической базы и обучение, то смогут ее выдержать и обеспечат себе сильную позицию в дальнейшем.

В целом картина будущего индустрии воздушных грузоперевозок выглядит радужно, но не без темных пятен, которые могут стать критическими. Однако положительные изменения налицо, и следующие несколько лет будут определяющими для развития отрасли на фоне роста мирового населения и ВВП. Главными плюсами доставки по воздуху всегда были оперативность и надежность, поэтому она останется предпочтительной для ценных и многих других товаров. А дальше все зависит от гибкости участников рынка и их способности справляться с актуальными вызовами.