Планы Международного совета аэропортов (ACI) предусматривают создание в Европе к 2030 году 100 углеродно-нейтральных аэропортов. В 2017 году ACI вдвое поднял целевой показатель углеродного нейтралитета — это связано с поддержкой Парижского соглашения 2015 г., направленного на сдерживание глобального потепления. Тенденция к увеличению числа безвредных аэропортов становится все более явной. Сегодня насчитывается уже 183 аэропорта без выброса углерода либо с низким образованием этого вещества. И их количество постоянно растет.
Что же такое углеродно-нейтральный аэропорт? Как аэропорт может получить такой статус, и каким образом появление подобных объектов может повлиять на будущее авиации? Компания Air Charter Service (ACS) исследовала, почему возрастает число аэропортов, которые стараются сокращать выбросы углерода. Постоянно увеличивается и количество частных чартеров, направленных именно в такие аэропорты. В чем причина этого?
Что такое углеродно-нейтральный аэропорт?
Аэропорт, который признан углеродно-нейтральным, характеризуется нулевым выбросом углекислого газа в течение года — это означает, что нейтрализация количества CO₂ равна количеству выбросов в атмосферу.
Достижение такой цели включает несколько этапов. Сначала аэропорты тестируются на количество выбросов углерода, также производится определение их источников. Затем сокращается и оптимизируется количество загрязнений воздуха, организуются местная утилизация отходов, переход к использованию возобновляемой энергии, применение электрического такси.
После этого производится компенсация количества углерода — она происходит в результате финансирования внешних проектов, которые направлены на сокращение выбросов углекислого газа. Так, аэропорт может финансировать возведение ветроэнергетической установки вместо традиционной угольной электростанции или организовать посадку зеленых насаждений.
Возрастающая популярность
По состоянию на сентябрь 2017 года уже 30 аэропортов мира получили статус углеродно-нейтральных: их ежегодные выбросы диоксида углерода равны нулю. 25 аэропортов из этого перечня находятся в Европе.
В мае 2017 года крупный лондонский аэропорт Гатвик получил статус углеродно-нейтрального. Еще 189 аэропортов прошли сертификацию в рамках глобальной программы по регулированию выбросов углекислого газа. Это означает, что они уже близки к получению углеродно-нейтрального статуса.
Указанные цифры сравнительно невелики, если учесть, что общее число аэропортов по всему миру около 10 тысяч. Но объекты, которые аккредитованы как низкоуглеродные или углеродно-нейтральные, — наиболее крупные. Их пропускная способность обычно составляет около 2,5 миллиардов человек в год — это 38% мирового и 81% европейского воздушного пассажирооборота.
Такие факты особенно впечатляют, если учитывать, что первый углеродно-нейтральный аэропорт появился всего девять лет назад — им стал шведский Стокгольм-Арланда. Только за 2017 год статус углеродно-нейтральных получили три крупных аэропорта в Манчестере, Афинах и Лионе.
Политическое давление
Факторами, которые повлияли на быстрые перемены, стали общественное давление и пиар, но главная движущая сила — это политика. В 2015 году в Париже прошла конференция ООН, посвященная проблеме изменения климата. На ней было решено, что к 2030 году минимальное число углеродно-нейтральных аэропортов должно составлять 50. В целях поддержки Парижского соглашения, в 2017 году эту цифру увеличили до 100.
Влияние авиационных полетов на изменение климата учитывается при планировании перспектив расширения европейских аэропортов. С 2007 года лондонский аэропорт Хитроу предпринимает попытки построить третью взлетно-посадочную полосу, но этот план неоднократно блокировался местными жителями и экологическими активистами. В феврале 2017 года не утверждены планы по строительству третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта столицы Австрии Вены — Высший административный суд отклонил проект, так как дополнительные полеты могут на 2% увеличить выбросы парниковых газов в стране. Все эти тенденции становятся значительным финансовым стимулом для строительства экологически чистых аэропортов.
Анализ проблемы
Крупнейший углеродно-нейтральный аэропорт в мире — Гатвик — получил соответствующий экологический сертификат в мае 2017 года. Эта аккредитация стала результатом инициативы «Десятилетие перемен», которая предусматривала, что аэропорт станет самым безвредным в Великобритании. План стали воплощать в жизнь в 2010 году, и теперь Гатвик использует только электроэнергию, которая возобновляется на 100%. Для компенсации неизбежных выбросов наземного топлива берутся «карбон-кредиты».
При реализации инициативы Гатвик построил мусороперерабатывающий завод, приобрел электрические такси Tesla и ужесточил контроль шумовых загрязнений. В итоге аэропорт на 5% сократил ежегодные выбросы углерода, которые происходили при сжигании топлива. Также в период с 2010 по 2015 год потребление энергии снизилось на 2,6% в расчете на одного пассажира, а пользование водой — на 9%.
Значение углеродно-нейтральных аэропортов
Сведения международного совета аэропортов от июня 2017 года показали, насколько удалось снизить количество углекислого газа за последние 12 месяцев в результате проведенных мероприятий. Выбросы сократились на 154 351 тонну за счет аэропортов, которые участвуют в кампании. Эта цифра эквивалентна выбросам углерода от 64 582 домохозяйств на протяжении одного года.
С самого начала программа для аэропортов по аккредитации выбросов углерода получила признание общественности — об этом свидетельствует и Меморандум о взаимопонимании, который был заключен с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК). Подписание состоялось в 2015 году на Конференции Организации Объединенных Наций, посвященной изменению климата. Затем авторитетный Международный транспортный форум (МФТ) привел данные, согласно которым работа международного совета аэропортов снизило выбросы CO₂ на аккредитованных объектах.
Если вас интересуют полеты на чартере в любой из углеродно-нейтральных аэропортов, упомянутых в статье, предлагаем арендовать частный самолет от ACS. Доступны разнообразные модели с топливной экономичностью и первоклассным обслуживанием клиентов.