Честно про чартерные рейсы: плюсы и минусы, мифы и заблуждения

Из данной статьи вы узнаете, чем чартеры отличаются от регулярных рейсов, их виды и насколько они выгодны.

news280420_01

Что такое чартерные рейсы и зачем они нужны

Представьте: в небольшом морском курортном городке пик сезона приходится на три летних месяца, а все остальные девять месяцев в году туда практически никто не летает. Предлагать в этом направлении регулярные рейсы авиакомпаниям невыгодно, так как такие перелеты будут убыточными большую часть года.

Но так как спрос есть, туроператоры организуют на время туристического сезона разовые рейсы, взяв самолеты в аренду у авиакомпаний. Именно такие перелеты и называются чартерными.

В гражданской авиации чартеры - это нерегулярные рейсы в определенном направлении, которые организуются сторонними заказчиками. Они выполняются на условия чартерного, или арендного, договора.

Регулярные рейсы по конкретным маршрутам осуществляются в определенные дни согласно расписанию, вне зависимости от сезона. У чартеров постоянный график отсутствует - туроператоры организуют их на ограниченный период под конкретные групповые туры.

Виды чартерных рейсов

Различают четыре основных вида воздушных чартеров:

  1. Шаттл-чартеры - осуществляют перелеты туда и обратно: одну группу туристов отвозят, а тех, кто уже отдохнул, тут же забирают. В пик сезона цены на этот вид чартера могут оказаться довольно высокими, поскольку туроператору требуется компенсировать затраты на пустые первый и последний рейс, так как сразу борту некого возвращать, а затем - забирать.
  2. Сплит-чартеры (совмещенные перелеты) - когда пассажиры преодолевают часть пути регулярным рейсом, а часть - летят чартерным. Такой подход часто практикуется на дальнемагистральных маршрутах.
  3. Поличартерные перелеты - предполагают несколько пересадок с самолета на самолет. Как и сплит, поличартеры востребованы на дальних направлениях.
  4. Чартер с отстоем - когда воздушный борт доставляет туристов в конечную точку, ждет, а затем возвращается с той же группой. Этот вид чартерных перевозок весьма экономичен, так как стоянка самолета обходится дешевле, чем его перелет обратно пустым. Но есть и значительный минус: тур на чартере с отстоем обычно длится не более недели.

Сравнение достоинств и недостатков чартерных перелетов

Как правило, билеты на регулярные рейсы стоят дороже, чем на чартерные, но зато у них есть четкое расписание и не нужно ждать до последнего, чтобы узнать, из какого аэропорта и во сколько придется вылетать.

Однако регулярное расписание авиаперевозчиков часто не покрывает экзотические направления и популярные сезонные курорты - тут и спасают чартеры.

Плюсы и минусы чартерных рейсов

Плюсы Минусы
Отправляются напрямую туда, куда не предусмотрены регулярные маршруты. Вылет нередко задерживают или переносят.
Обходятся дешевле регулярных рейсов в том же направлении, если они есть. Акции и распродажи на них не распространяются. Также чартерами нельзя накопить мили.
Ближе к вылету дешевеют, поскольку турфирме необходимо распродать все места. Обычно включены в состав пакетного тура.
За 1–2 дня до вылета (перед выпиской) авиабилеты можно переоформить на другое лицо. Билеты вернуть нельзя, а отдых продлить, поскольку продолжительность чартерного тура ограничена.

Вообще выписку авиабилетов на чартер можно делать в любое время, а не только накануне вылета. Распространенное «Правило последнего дня» было выдумано турагентами, которым сподручнее выписывать билеты не по индивидуальным запросам, а все разом.

Пять заблуждений о чартерных рейсах

Миф № 1: лоукостер и чартер - это одно и то же.

Нет, это совершенно разные вещи. Чартер - вид организации перелета, а лоукостер - вид перевозчика.

Например, лоукостер это Ryanair или «Победа» - бюджетная авиакомпания, на самолете которой можно недорого долететь до места назначения, отказавшись от большинства привычных для пассажиров услуг. Билеты на лоукост-рейсы обходятся дешевле, но все удобства, такие как выбор места, право на провоз багажа, питание и другие нужно докупать отдельно.

Чартерные рейсы могут выполнятся любыми авиакомпаниями, необязательно лоукостером. Чартер - это совершенно обычный перелет, только организованный третьим лицом, а уровень сервиса и набор услуг на нем ничем не ограничены.

Миф № 2: чартерные рейсы осуществляются на развалюхах.

Это тоже не соответствует действительности. Риск полететь на старом самолете и на чартерном, и на регулярном рейсе одинаков.

Кроме того, для авиакомпании выполнять перевозки на новых бортах даже дешевле, чем на видавших виды. Именно по этой причине во флоте лоукостеров практически сплошь новые самолеты, так как им серьезный ремонт требуется реже.

Миф № 3: на чартерных рейсах не бывает нормального сервиса и не кормят.

Чартерные рейсы могут осуществлять любые авиакомпании и предлагать при этом абсолютно любой набор включенных услуг. Это значит, что на чартерном рейсе отношение бортпроводников вполне может быть предупредительным, багажные нормы - щедрыми, а бортовое меню - разнообразным.

Миф № 4: чартеры - это рискованно, так как вас в любой момент могут бросить.

Перевозки чартерами, как и регулярные рейсы, подчиняются требованиям Воздушного кодекса и другим законам о правах авиапассажиров.

Это значит, что при задержке вылета более чем на 2 часа вам должны предложить бесплатные напитки, после 4 часов ожидания - горячее питание, а если рейс был перенесен на 6–8 часов и больше, то переночевать в отеле при аэропорте можно будет бесплатно.

Миф № 5: если группа на чартерный рейс не наберется, то его отменят, а деньги не вернут.

Если вы оплатили авиабилеты на чартер, то у вас есть договор с организатором перелета. И если что-то пойдет не по плану, он обязан перенести срок отправления, заменить самолет или предложить вам другую авиакомпанию.

При отмене чартера вы имеете полное право на те же виды компенсации, что и при отмене регулярного рейса.

В целом выискивать выгодные чартерные предложения - то же самое, что копаться на развалах блошиного рынка: в основном встречается одно барахло, однако существует шанс отыскать и подлинное сокровище.