Эволюция частных самолетов

Что такое частная авиация? Это и восхитительные 40-е годы, когда на борту Pan Am Clipper пассажиров обслуживали дворецкие; и 60-е, когда такие мастодонты, как Dassault, Gulfstream и Embraer отправились в свои первые частные полеты; и, конечно, современный мир, в котором бизнес-джеты порой похожи на настоящие дворцы. Давайте узнаем, как менялась индустрия частной авиации, и какой большой путь она прошла за последние 100 лет.

Ранние годы – 1920-1950 г.

История частной авиации — по сути, история пассажирской авиации. В первых самолетах, которые часто были наследием Первой Мировой войны, было место лишь для пилота и одного пассажира. Чтобы прокатиться на таком эксклюзивном транспорте было необходимо тщательно приодеться – укутаться в теплую одежду, надеть шлем и специальные очки. Дело в том, что кабина была фактически открытой и продувалась всеми ветрами.

Самолеты с закрытыми кабинами и дополнительными сиденьями появились к концу 1920-х годов, а в начале 1930-х годов богатые бизнесмены начали использовать частные самолеты, чтобы добраться до мест, не обслуживаемых коммерческими авиалиниями, или, чтобы сэкономить время и не преодолевать долгий путь на автомобиле.

Одними из первых частных самолетов были двухместный Piper Cub, способный развивать скорость до 136 км/ч, Cessna Airmaster, который мог вместить вдвое больше пассажиров и летать значительно быстрее «коллеги», а также Beechcraft. Модель 18 с двумя двигателями могла развивать крейсерскую скорость до 357 км/ч, а в кабине могли расположиться до девяти пассажиров.

Кстати, несмотря на не слишком высокие показатели скорости, именно Piper Cub на долгие годы определил облик легких самолетов. Вместе с Cessna и Beechcraft они доминировали в индустрии в течение 1920-1950-х годов. В начале 50-х появилась мобильная радиосвязь, усовершенствованное навигационное оборудование, роскошные салоны для пассажиров и уборные комнаты на борту.

Частные самолеты идут на взлет – 1950-1980

Настоящая эпоха бизнес-джетов, наверное, началась в момент, когда в воздух взмыл Lockheed JetStar c 10 пассажирами и двумя членами экипажа на борту. Случилось это 4 сентября 1957 года. В следующем десятилетии многие будущие легенды совершили свои первые полеты, в том числе IAI Westwind (в январе 1963 года под именем Jet Commander), за которым несколько месяцев спустя последовали Dassault Falcon 20 и Learjet 23. Компания Gulfstream выпустила более быстрый Gulfstream II, первый в семействе дальнемагистральных самолетов Gulfstream Aerospace, а Cessna представила легкий Citation I.

Но что же способствовало успеху частной авиации? До 1960-х годов на бизнес-джетах в основном рассекали богачи, которые воспринимали такой перелет, как практичный способ добраться из пункта А в пункт Б, а не как дань моде. Все изменилось в 1965 году, когда невероятно популярный певец Фрэнк Синатра приобрел частный самолет Learjet 23. В те годы он ухаживал за Мией Фэрроу и после первого свидания ему страстно захотелось, чтобы она посетила его дом в Палм-Спрингс – доставил ее в гости к певцу тот самый Learjet 23. Фэрроу была так впечатлена, что вскоре стала третьей женой знаменитого певца и в медовый месяц пара отправилась на юг Франции на уже знакомом частном самолете.

Синатра в некотором роде стал первопроходцем. Два года спустя он одалживает свой самолет Элвису Пресли, который собирается сыграть свадьбу с юной Присциллой Болье. Пара летит из Палм-Спрингс в Вегас и обратно одним днем, лишний раз доказывая, что нет лучше выбора, чем частный самолет, если вам хочется сделать что-то очень быстро и максимально незаметно для окружающих. По мере того, как частные самолеты становились все более популярными, росло и желание производителей делать что-то еще лучше и современнее. В 1966 году компания Gulfstream выпустила вместительный Gulfstream II – его салон был рассчитан на 19 пассажиров, а дальность полета достигала 6437 км. В 1970 году Boeing представляет 747 VIP Private Jet, а вслед за ним, год спустя, отличается и Cessna c Citation 500, который впоследствии стал одним из самых популярных частных самолетов на несколько десятилетий вперед.

Частные самолеты набирают форму – 1980-настоящее время

Каких-то серьезных инноваций в 1980-е годы не случилось – из-за серьезного финансового кризиса производители бизнес-джетов были вынуждены сосредоточиться на существующих конструкциях вместо инвестиций во что-то совершенно новое. Затишье было прервано двумя потрясающими самолетами – Learjet 45 в 1995 году и Beechcraft Premier I в 1998 году. В 21 веке индустрия частной авиации уже разыгралась на полную катушку.

Первым за рамки привычного вышел Embraer. В отличие от своих конкурентов, которые сначала проектировали бизнес-джеты, а потом на их основе создавали авиалайнеры, бразильский бренд поступил наоборот: представил миру Legacy 600, сделанный на основе авиалайнера.

Буквально через пару месяцев после того, как Legacy 600 с двигателями Rolls-Royce AE 3007 взмыл в небо, свой первый полет совершил и Challenger 300, анонсированные на Парижском авиасалоне в 1999 году. Этот трансконтинентальный самолет во многом устанавливает планку и для современных самолетов – большой удобный салон, низкий уровень шума, способность взлетать и приземляться даже на коротких взлетно-посадочных полосах и возможность развивать хорошую скорость на большой высоте.

За ростом спроса на бизнес-джеты, росла и сама индустрия частной авиации. И несмотря на политическую нестабильность и глобальный финансовый кризис 2007-2008 года, которые приостановили активное развитие отрасли практически на десять лет, за последнее время было представлено несколько поистине знаковых проектов.

Список возглавляют модели Gulfstream G600 и Gulfstream G750, Embraer Praetor 500/600, Dassault Falcon 8X и Bombardier Challenger 750. Семейство Cessna Citation также расширилось за счет CitationJet CJ4, Citation Hemisphere и Citation Mustang. А вот Bombardier объявил о прекращении производства Learjet. Последний – Learjet 75 покинул сборочную линию в 2022 году.

А что внутри?

Производители частных самолетов часто стремились увеличить скорость и добавить эффективности, а дизайн отходил на второй план. И, если на первых коммерческих авиалайнерах пассажиров обслуживали дворецкие в смокингах и все вокруг кричало о роскоши, то сейчас регулярные авиарейсы стали доступны простым обывателям, которые могут наслаждаться комфортным перелетом в любой удобной одежде. Поэтому индустрия частных самолетов вновь наметила курс на гламур и роскошь – теперь на еще более высоких скоростях и с наличием WiFi на борту.

Особенно выделяется Embraer – проектировщики бренда разработали кресло с электроприводом, способное принимать два десятка положений для удобства пассажира. По словам вице-президента по дизайну, Джей Бивера, «идеальный салон самолета должен быть яркой деталью шедевра: как подошва туфлей Louboutin или подкладка куртки Hugo Boss».

Эволюция развлечений на борту тоже стремительна: в 1925 году на борту самолета показали немой фильм «Затерянный мир», а сейчас пассажиры вольны выбирать из сотни современных кинолент на персональных сенсорных экранах. WiFi на борту настолько быстрый, что позволяет вести прямые трансляции, а салоны достаточно просторны, чтобы особо активные путешественники могли взять с собой в полет спортивные тренажеры.

 

Вас может заинтересовать

  1. Правила воздушных перевозок пассажиров
  2. Авиаперевозки грузов – все тонкости и нюансы
  3. Аренда самолетов малой авиации от Air Charter Service
  4. Деловая авиация в эпоху COVID-19: как пандемия отразилась на бизнес-перелетах?
  5. Как устроена бизнес-авиация: от вареной картошки до спа-салона на борту