Выдающиеся женщины в авиации и космонавтики

С первых лет существования авиационной и космической отраслей женщины играли важную роль в их развитии. Наряду с мужчинами-авиаторами они посвящали свою жизнь пилотированию, самолетостроению и ракетостроению. Специалисты Air Charter Service испытывают большое уважение к великим представительницам прекрасного пола, которые сумели покорить небо. В данной статье мы расскажем лишь о некоторых из них.

Валентина Владимировна Терешкова

Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Владимировна Терешкова, уроженка российского села Большое Масленниково. Она родилась в 1937 году, а уже в 1963 году отправилась в космос на борту корабля «Восток-6». Все начиналось с увлечения парашютным спортом. В 1961 году Валентина Владимировна возглавила местную молодую коммунистическую лигу, после чего стала членом КПСС.

Уже через год после этого она подала заявку на участие в программе для женщин-космонавтов. Всего было выбрано 400 девушек. После тяжелых испытаний и длительных тренировок именно Терешкова была отобрана в экипаж корабля «Восток-6». Во время старта она произнесла свою легендарную реплику: «Эй, небо! Сними шляпу!».

Валентина Владимировна стала первым в истории космонавтом, облетевшим землю 48 раз за 3 дня. Уже будучи на орбите, Терешкова по радиосвязи разговаривала с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым. По возвращении из космоса она поступила в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, которую в 1969 году окончила с отличием. После этого была успешная карьера пилота и видного государственного деятеля.

В 2007 году Валентина Владимировна удостоилась кольца чести от частного фонда Рейна (Германия). Годом позже она стала факелоносцем на летней Олимпиаде в Пекине. Во время одной из встреч с В. В. Путиным Терешкова пошутила, что хотела бы совершить полет на Марс. Тем не менее она уволилась с военной службы в звании генерал-майора ВВС и завершила свою политическую деятельность.  

Эмма Лилиан Тодд

Первой женщиной-авиационным изобретателем стала Эмма Лилиан Тодд (1865-1937 гг.). Началом ее конструкторской деятельности считается 1903 год. Вдохновением для Эммы стали дирижабли, которые она увидела в Лондоне. До этого она пыталась стать пилотом, но ей было отказано в получении лицензии.  

Отсутствие возможности летать Эмма с лихвой компенсировала своими изобретениями. Разработанная ею конструкция была успешно испытана Дидье Массоном. Как писали в журнале Woman’s Home Companion, большой талант изобретателя и механика Тодд унаследовала от своего деда по матери.  

Эмма добилась не только внушительных успехов на поприще авиастроения, но и вошла в историю как одна из первых женщин-губернаторов Пенсильвании.  

Громким событием стала презентация первого проекта Эммы, которая состоялась в рамках авиашоу на знаменитой арене Медисон-сквер-гарден. Тогда она была замечена филантропом Оливией Сейдж, ставшей впоследствии ее покровительницей. Именно она выделила Эмме 7000 долларов, необходимых на постройку биплана. Дополнительно к этому в 1908 году состоялось открытие Юниорского аэроклуба.  

Талант Эммы Лилиан Тодд простирался далеко за пределы авиастроения. Ей принадлежат такие изобретения, как шкаф с откидным столом, солнечные часы, способные показывать полдень, пушка на солнечной энергии. На многие из них были получены патенты. Женщина оставила след даже в музыкальной индустрии: именно она изобрела эолову арфу.

Раймонда де Ларош

Встречайте, первая в мире женщина, ставшая лицензированным пилотом, — Раймонда де Ларош (1882-1919 гг.). Ее называли баронессой полета, она была не только талантливым летчиком-испытателем, но и одаренным инженером. Раймонда родилась в семье сантехника. Вопреки воле отца она стала актрисой, но ненадолго, поскольку с детства увлекалась механикой.  

Вскоре Раймонда познакомилась с известным французским летчиком Леоном Делагранжем, затем побывала на легендарной Парижской выставке 1908 года. Той самой, на которой братья Райт продемонстрировали один из первых созданных ими планеров. Это событие наделало много шума и оставило неизгладимый след в судьбах многих людей. После этого женщина твердо решила связать свою жизнь с авиацией и поступила в летную школу Чарльза Вуазина.

Популярная в то время газета Royal Aero Club писала об успешном пилотировании Раймондой де Ларош самолета-биплана. Издание присвоило ей звание первой в мире леди-летчика.

Лицензию пилота № 36 от Международной авиационной федерации она получила 8 марта 1910 года. К сожалению, женщина ушла из жизни слишком рано. В 1919 году новый самолет во время испытания резко спикировал и потерпел крушение. В память о погибшей в аэропорту Париж-Ле-Бурже установлена статуя.

Амелия Эрхарт

Авиатор с очень яркой историей Амелия Эрхарт — первая в мире женщина, сумевшая в одиночку перелететь через Атлантический океан. Она родилась в Канзасе в 1897 году и уже с детства отличалась озорным характером. Среди своих многочисленных братьев и сестер Амелия была явным лидером. В возрасте 11 лет она посетила ярмарку в штате Айова, где увидела один из первых самолетов братьев Райт.  

С тех пор девочка мечтала о небе. Ради этого она неустанно трудилась, подрабатывала, преподавая английский язык. Летние курсы пилотирования стоили недешево, на это уходили все деньги. Оплачивать обучение помогала мама. В скором времени Амелия освоила профессию пилота и даже приобрела свой первый самолет. После получения лицензии она установила мировой рекорд по набору высоты среди женщин-пилотов (4300 м).  

Важнейшее карьерное достижение Эрхарт — исторический перелет через Атлантику в 1928 году. Она стала первой в мире, кто смог это сделать. И хотя она оставалась рядовым штурманом, в США ее встретили как героя. Состоялась даже личная встреча с президентом Америки.  

Однако Амелия хотела больше, чем просто быть классным штурманом. Отучившись на первого пилота, она захотела проявить себя в новом качестве. Ориентиром был выбран полет Чарльза Линдберга, совершенный по очень непростому маршруту. Амелия была полна решимости и уверенности в своих силах. Старт был взят в Ньюфаундленде, но плохая погода и технические неполадки вынудили ее посадить самолет уже в Северной Ирландии. Это не помешало Амелии стать еще более популярной и получить ряд наград. Эрхарт — первая в мире женщина, которой вручили Крест летных заслуг.

В 1937 году, на пике народной любви она решается на новую миссию — облететь весь мир. Этим планам, увы, не суждено было сбыться. При пересечении Тихого океана, недалеко от острова Хауленд, самолет исчез при загадочных обстоятельствах. Кроме Амелии на борту находился штурман Фред Нунан. По приказу Рузвельта на поиски был направлен боевой эсминец и дополнительные корабли, находившиеся неподалеку от предполагаемого места падения. Однако остатки самолета и экипажа так и не были обнаружены.  

В 1939 году Эрхарт была объявлена погибшей. По сей день она остается одной из самых титулованных женщин-летчиц за всю историю мировой авиации.

Что же касается кругосветного перелета, то в 1964 году эта цель была достигнута другой женщиной-пилотом. Ее звали Джеральдина Мак.