Аэропорты Казахстана
Большое количество аэропортов в Казахстане объясняется темпами развития страны. Поэтому потребность в аэровокзалах только повышается. Казахстан привлекателен и для культурных, и для деловых визитов, поэтому с радостью принимает туристов, которые предпочитают самолеты другим видам транспорта.
Аэропорт в Актюбинске
Аэропорт Актюбинска (Актобе) расположен в западном промышленном регионе Казахстана. Работает с 1933 года. Является одной из важнейших площадок для реализации масштабных горнодобывающих и нефтегазовых проектов. Это международные авиаворота, обслуживающие преимущественно сегмент деловых путешествий.
Аэропорт расположен на пересечении трасс, связывающих Западную Европу с Азией. Сюда регулярно прилетают самолеты из Москвы и Нур-Султана (Астаны), Шарм-эш-Шейха и прочих городов. При этом аэропорт осуществляет обслуживание внутренних рейсов по Казахстану.
Актюбинск принимает воздушные лайнеры любых типов: и дальнемагистральные суда, и бизнес-джеты AVIAV TM. Для пассажиров последних подготовлен зал VIP-уровня со всеми удобствами.
Для гостей аэропорта предусмотрен комплекс услуг, включая погрузку и перевозку багажа, а также транспортировку. На территории установлены современные светосигнальные системы, работает пункт здравоохранения и склад, в котором можно на время оставить личные вещи. Открыты магазины. Предусмотрено все, что может потребоваться путешественникам, ожидающим рейса.
Аэропорт Алматы
Этот международный аэропорт имеет статус крупнейшего в Казахстане. За год через него проходят 5 миллионов пассажиров. Эти воздушные ворота открыты с 1935 года.
Аэропорт находится в 15 км от центра города, что удобно для туристов, и открыт для авиалайнеров любых типов. Длина взлетно-посадочной полосы — 4,5 км, а ширина — целых 60 м. Интенсивность авиатрафика высокая, аэропорт принимает и обслуживает большое количество судов, в числе которых — лайнеры II и III категорий ИКАО, включая военные воздушные средства. Прилеты и вылеты осуществляют рейсовые самолеты и частные джеты.
В аэропорту предусмотрено все необходимое для комфорта путешественников. На привокзальной площади находится платная парковка, внутри здания работает бесплатный Wi-Fi, есть банкомат. Можно воспользоваться услугами медицинской службы или камеры хранения, а также справочного бюро. Для отдыха предусмотрены кафе и рестораны. Само здание из-за оригинальной архитектуры является местной достопримечательностью.
Аэропорт Атбасар
Казахстанский аэропорт Атбасар расположился на высоте 308 м над уровнем моря. До одноименного города в Акмолинской области — 5 км. Это расстояние легко преодолеть за несколько минут на специальном трансфере для туристов, организованном брокером «Кофранс САРЛ».
Этот аэропорт не входит в число крупнейших. Взлетно-посадочная полоса небольшая, длиной 1,5 км. Аэродром рассчитан преимущественно на обслуживание судов внутренней авиации. В Атбасаре работает вертолетное такси. Туристы могут воспользоваться услугами AVIAV TM (Cofrance SARL). В силу своих особенностей аэропорт удобен для малой авиации.
Аэропорт Аркалык
Аэропорт Аркалык уже закрыт. Ныне не действующие воздушные ворота находятся на территории Костанайской области. Раньше здесь приземлялись авиалайнеры типа Ил-76 и Ту-154. Аэропорт также принимал вертолеты. Во времена СССР из него вылетали самолеты в Москву и другие города, но сейчас здание, по сути, заброшено. Изредка здесь приземляются российские военные вертолеты в рамках посадок аппаратов «Союз».
Аэропорт Балхаш
Аэропорт работает на территории Карагандинской области с 1933 года. Первые перелеты были выполнены по маршрутам Балхаш — Алматы, Балхаш — Караганда и Балхаш — Новосибирск. Постепенно география вылетов расширилась, и самолеты начали летать в страны Советского Союза. С 90-х и по 2011 год полеты не совершались, аэропорт был в запустении. Однако сегодня он снова является портом для самолетов, регулярно курсирующих между Карагандой, Нур-Султаном (Астаной) и Алматы.
В 2008 году завершилась реконструкция аэропорта, в ходе которой обновили взлетно-посадочную полосу и облик самого аэровокзала. Сегодня Балхаш выполняет функции базы для военной авиации. На территории аэропорта действует Центр подготовки летчиков, которые совершают тренировочные полеты на лайнерах Л-39. При аэродроме открыт авиаспортивный клуб парашютистов.
Аэропорт принимает такие воздушные суда, как Ан-24, Ил-76, Ту-154, а также вертолеты любых типов.
Аэропорт Бурундай (Боралдай)
Аэропорт, расположенный в Бурундае (пригородная зона Алматы, 5 км до города), ориентирован на обслуживание внутренних воздушных линий. Он был основан в начале 1930-х годов и стал первым аэродромом Алматы. После войны был сформирован объединенный авиаотряд Бурундая, в состав которого вошли авиалайнеры Ан-26, Ан-30 и вертолеты Ми-8. В 1990-е из аэропорта осуществлялись рейсы в Андреевку, Баканас, Киякты, Акбакай и другие населенные пункты Казахстана.
Аэропорт Бурундай общей площадью 70,5 га относится к 3 классу. Площадка открыта для приема воздушных судов АН разнообразных модификаций, а также геликоптеров. Одна из особенностей — вместительный аэровокзал площадью больше 1,5 тыс. м2, где туристы могут отдохнуть после перелета или с комфортом провести время перед вылетом. В комплекс аэропорта также входят административные здания, склад ГСМ и помещение авиационно-технической базы.
В Бурундае базируется авиаперевозчик «Бурундайавиа», авиапарк которого сформирован различными вертолетами, и авиаподразделения МЧС и МВД. Также аэропорт обслуживает частных авиаперевозчиков.
Аэропорт Шымкент
Шымкент входит в число крупных аэропортов Казахстана международного значения. Он принимает воздушные суда различных типов. В 1967 году заработала взлетно-посадочная полоса и открылся авиавокзал, хотя уже с 1932 года здесь располагалась сельскохозяйственная авиабаза. Сегодня Шымкент используется гражданской и военной авиацией. На территории аэропорта базируются АО «Аэропорт Шымкент» и авиаперевозчик SCAT. Для клиентов частной авиации открыт спортивный аэродром «Сайрам», где желающие могут улучшить свои навыки пилотирования.
Аэропорт в Жамбыле
Аэропорт в Жамбыле сейчас называется Аулие-Ата. Он располагается в Жамбыльской области, рядом с городом Тараз, в 15 км от центра. Ему присвоен код DMB в соответствии с классификацией Международной ассоциации воздушного транспорта. В аэропорту работают 2 взлетно-посадочные полосы длиной 2,4 и 3,5 км, их ширина — 60 и 100 м. Покрытие одной ВПП — асфальтобетонное, другой — из грунта.
Воздушные ворота обслуживают суда типа Ил-76 и Ту-174, а также легкие джеты. Аулие-Ата пользуется популярностью у ценителей частной авиации.
Пассажирский терминал аэрокомплекса сейчас реставрируется, после завершения работ его пропускная способность будет увеличена вдвое. Площадь нового терминала составит 5 500 м2.
В настоящее время аэропорт Жамбыла регулярно принимает авиарейсы из Актобе, Москвы, Актау, Калининграда и других городов.
Аэропорт Жезказган
Аэропорт Жезказган работает на территории Карагандинской области с 1949 года. Раньше в нем функционировали две грунтовые взлетно-посадочные полосы, из-за чего во время непогоды работа аэродрома часто нарушалась.
В 1970-х был возведен современный аэропорт с асфальтобетонной взлетно-посадочной полосой и пропускной способностью до 200 пассажиров в час. Из обновленного Жезказгана первый рейс вылетел в 1973 году. Он был выполнен на самолете Ил-18. Чуть позже на территории авиакомплекса была сформирована Джезказганская объединенная авиаэскадрилья (ДОАЭ), в распоряжении которой появился лайнер Л-410 и вертолет Ми-8. Еще одно знаковое событие в истории аэропорта — создание на его базе авиакомпании «Жезказган Эйр».
В 1985 году был построен новый аэровокзал. Несколько лет назад он был реконструирован и модернизирован. Сегодня аэропорт имеет статус международного, принимает лайнеры типа Ил, Ан, Ту, Як и все типы вертолетов. Самые популярные рейсы — в Нур-Султан (Астану), Алматы и Караганду.
Аэропорт Экибастуз
Экибастуз ориентирован на нужды гражданской авиации. Аэропорт расположен в Павлодарской области на высоте 236 м над уровнем моря. Расстояние до города Экибастуза — 16 км. Это — воздушные ворота второй категории. Самые частые «гости» на территории его взлетно-посадочной полосы — воздушные суда Як-42, Ту-134 и облегченные модели. Также аэропорт открыт для вертолетов.
Аэропорт Атырау
Аэропорт рядом с казахстанским городом Атырау был основан в 1931 году. Сегодня с этими воздушными воротами работают такие авиаперевозчики, как Air Astana, «Аэрофлот», Qazaq Air, Bek Air, SCAT и другие. Пассажиры летают из Атырау в Нур-Султан (Астану), Алматы, Актау и многие другие города страны. Кроме того, выполняются рейсы в Москву, Баку, Стамбул и Амстердам.
В среднем ежегодный пассажиропоток аэропорта составляет 101 тыс. человек. Воздушные ворота Атырау принимают практически все виды авиасудов, включая самолеты Boeing, Ан и Airbus, а также любые типы винтокрылых машин.
В 2005 году здесь ввели в эксплуатацию новую взлетно-посадочную полосу. В 2007 были реконструированы накопители аэрокомплекса, благодаря чему его пропускная способность возросла до 450 пассажиров в час.
Для комфорта пассажиров в аэровокзале предусмотрено множество услуг и сервисов. Это профессиональное обслуживание для регистрации билетов и грузов, санитарная часть и многое другое. Работают отдельные залы повышенной комфортности.
Аэропорт Жайрем
Жайрем представляет собой небольшой аэропорт местного назначения. Он находится в нескольких километрах от одноименного города и обеспечивает связь с такими населенными пунктами, как Нур-Султан (Астана), Боровое, Омск, Бишкек, Ташкент и Алматы. В аэропорте созданы комфортные условия для самолетов бизнес-авиации, а также вертолетов.
Карагандинский международный аэропорт
Воздушные ворота Караганды имеют статус крупного аэропорта международного значения. Аэрокомплекс открылся в 1934 году и был ориентирован на обслуживание рейсов, связывающих Караганду с отдаленными казахстанскими аулами. В то время перелеты выполнялись на воздушных судах По-2 с пассажирской емкостью 2 человека. Однако с 1937 года из аэропорта стали летать лайнеры ПС-9 в Алматы.
В 1944 году воздушным воротам пришлось сменить свое местоположение и переехать в «Новый город». В 1954 году на территории был возведен целый комплекс различных служебных помещений. А в 1959 году была введена взлетно-посадочная полоса с износостойким искусственным покрытием.
В 1980-х произошло множество перемен. В Караганде начали возводить новый аэропорт. Его важной частью стал первоклассный комплекс аэровокзала и современная взлетно-посадочная полоса, готовая принимать любые лайнеры. В это время открылось авиасообщение между Карагандой и Москвой, Сочи, Санкт-Петербургом, Киевом, Омском и другими городами. Сегодня это — международный аэропорт с хорошей пропускной способностью и развитой инфраструктурой.
Территория аэровокзала оборудована для комфортного пребывания пассажиров любых категорий, включая людей с ограниченными возможностями и матерей с маленькими детьми. В комплексе есть молитвенное помещение, комната для курящих. Предусмотрен ресторан и бар, а также VIP-зал с Wi-Fi, телефоном и свежей прессой на нескольких языках. Работает гостиница.
Пассажиры VIP-зала могут воспользоваться услугами индивидуальной регистрации билетов, трансфера до воздушного судна отдельным транспортом и доставки багажа. Для них предусмотрены отдельные места для курения и крытая платная парковка, работающая 24 часа в сутки.
Аэропорт Кокшетау
Аэропорт Кокшетау располагается в Акмолинской области Казахстана. Воздушные ворота под управлением компании Airport Management Group способны принимать воздушные суда типа Як или Ил, Boeing, Airbus, а также вертолеты.
Взлетно-посадочная полоса имеет прочное асфальтобетонное покрытие. На территории аэродрома находится пассажирский терминал, оборудованный двумя телескопическими трапами. Он начал свою работу недавно — в 2013 году. Пропускная способность пассажирского терминала — 200 авиатуристов в час.
На территории аэропорта базируются авиаперевозчики SCAT и S7. Регулярно выполняются рейсы в Алматы, Москву, Актау и Шымкент. Также развито сообщение с Карагандой, Павлодаром, Уральском и Петропавловском.
Аэропорт Костанай (Наримановка)
Наримановка — это аэропорт административного центра Костанайской области. Воздушные ворота управляются компанией Airport Management Group.
Раньше Костанай был аэропортом совместного базирования. На его территории располагались Ан-12, а также мощные военные лайнеры, входящие в авиационный транспортный полк. До 1970-х годов аэродром находился в другом месте, на котором сейчас работает спортивный аэропорт.
Воздушные ворота Костаная способны принимать различные виды авиасудов, включая лайнеры Ту, Ан, Ил, а также Boeing, Airbus и Fokker. Развито воздушное сообщение между Костанаем и Алматы, Москвой, Нур-Султаном (Астаной) и Минском. В среднем пропускная способность аэропорта — 120 000 авиапассажиров в год.
Аэропорт Кзыл-Орда
Кзыл-Орда (или Коркыт-Ата) — казахстанский аэропорт международного значения, управляемый компанией Airport Management Group. Воздушные ворота открыты для любых самолетов, включая крупные В-747 и В-757, средние лайнеры и все типы вертолетов без исключения.
Аэрокомплекс начал строиться в 1986 году, а в 1988 году уже был открыт для самолетов и пассажиров. До этого момента аэропорт находился в черте города, сегодня на его месте действует аэровокзал. В 1990-е на территории авиакомплекса базировались преимущественно самолеты Ан-2, выполнявшие регулярные пассажирские и почтовые перевозки. Было налажено авиасообщение между Кзыл-Ордой и Аральском, Джусалы, Ленинском, Яныкурганом и другими населенными пунктами. На территории стояли самолеты Як-40, которые впоследствии были переданы другим аэродромам.
В 2010 году в Кзыл-Орде воздвигли новый аэровокзал с пропускной способностью 150 человек в час. В следующем году завершилась реставрация, в рамках которой провели замену всего метеорологического, радионавигационного и светосигнального оборудования, отремонтировали взлетно-посадочные полосы, благодаря чему на аэродром смогли приземляться самолеты и других типов. С 2014 году отсюда стали выполняться международные рейсы.
Сегодня аэропорт Кзыл-Орда занят обслуживанием таких авиаперевозчиков, как Air Astana, Qazaq Air, SCAT и других. Перелеты выполняются в Алматы, Нур-Султан (Астану), Москву, Караганду, Актау и другие города.
Аэропорт в Семипалатинске
Аэропорт Семипалатинска Семей (или Жанасемей) имеет статус международного и относится к первому классу. Воздушные ворота начали принимать самолеты в 1929 году. Сегодня с территории Семипалатинска выполняют регулярные полеты в Москву, Нур-Султан (Астану), Алматы, Усть-Каменогорск и Аягоз.
В аэропорте приземляются самолеты Ан-124 и Ил-76, также он рассчитан на прием легких воздушных судов и вертолетов. Кроме того, на территории Семея базируются лайнеры военного назначения и самолеты авиакомпаний S7, Qazaq Air, SCAT.
В 1983 году на территории Семея построили новый двухэтажный аэровокзал площадью 3 500 м2 с огромным пассажирским терминалом. Пропускная способность составляет 400 пассажиров в час. В терминале предусмотрено все необходимое для комфортного времяпрепровождения в процессе ожидания вылета. Работают торговые точки и санузлы, есть удобные посадочные места.
Аэропорт Петропавловск
В Петропавловске находится крупный международный аэропорт, который недавно был модернизирован. В 2016 году в эксплуатацию была введена взлетно-посадочная полоса с усиленным покрытием из асфальтобетона, ее удлинили до 2,8 км и расширили до 45 м. В рамках реконструкции были обновлены перрон и рулежная дорожка, также было установлено новое светосигнальное оборудование.
Аэропорт, начавший работу в 1935 году, сегодня принимает все типы самолетов и вертолетов. Исторически он начал с обслуживания почтово-пассажирских рейсов, выполняемых на самолетах По-2. Сегодня он находится под управлением компании Airport Management Group и ежегодно обслуживает в среднем 17 000 пассажиров.
Из Петропавловска регулярно вылетают рейсы в Алматы, Шымкент и Нур-Султан (Астану). Аэровокзал соответствует стандартам международного образца и выглядит стильно и современно.
Аэропорт Павлодар
Аэропорт Павлодара имеет международное значение. Воздушные ворота открылись в 1949 году и стабильно обслуживали различные авиасуда до 2003 года. В 2003 году началась масштабная реконструкция комплекса, которая продолжалась в течение 2 лет.
Благодаря модернизации в Павлодаре расширили искусственные покрытия и установили современную светосигнальную систему первой категории. В 2011 году провели следующую реконструкцию.
Из аэропорта выполняются регулярные рейсы в Москву, Нур-Султан (Астану), Алматы. В летний сезон осуществляется авиасообщение с Антальей и Минском. Полеты выполняются и на частных самолетах. В аэропорту базируются авиаперевозчики Air Astana, S7, SCAT, Bek Air и другие.
Аэропорт принимает воздушные суда разных типов, включая самолеты Boeing, Airbus и Bombardier CRJ100/200, а также вертолеты.
Добраться до аэропорта легко на такси или общественном транспорте.
Аэропорт Актау
Несмотря на сравнительно молодой возраст (открыт в 1983 году), Актау является крупным аэропортом международного назначения. Воздушные ворота расположены на расстоянии 21 км от одноименного города.
Через аэропорт осуществляется множество авиаперевозок. За один только 2015 год через воздушные ворота Актау прошло свыше 845 000 пассажиров, что в 4 раза больше населения самого города.
Активное развитие аэропорта обусловлено развитием в Прикаспийском регионе нефтяной отрасли. В связи с этим были значительно увлечены объемы грузоперевозок и пассажирских рейсов. Строительство нового пассажирского терминала завершили в 2009 году, увеличив его пропускную способность (сегодня она составляет 450 авиатуристов в час). Для пассажиров VIP-уровня предусмотрен отдельный бизнес-зал, где можно в комфортных условиях дожидаться рейса.
Особое внимание в аэропорту уделяется системе безопасности. В Актау установлены рентгеновские сканеры, телескопические трапы, мощная система видеонаблюдения.
В 2010 году аэропорт получил звание лучшего на территории всех стран СНГ, а в 2015 году на его территории приземлился крупнейший в мире грузовой лайнер Ан-225 «Мрия». Аэродром принимает авиалайнеры Boeing 747, Ил-76, Ан-124, вертолеты и легкие воздушные суда. Также здесь представлены самолеты военной авиации, включая Су-25.
Из аэропорта совершаются авиаперевозки по Казахстану, выполняются регулярные рейсы в Стамбул, Москву, Ереван, Баку, Тбилиси и другие города.
Удачное расположение на равнине и развитая инфраструктура позволяют аэропорту принимать воздушные суда на протяжении всего года. Взлетно-посадочная полоса Актау построена по розе ветров, чтобы ветер не мешал совершать посадку или взлет.
Аэропорт Зайсан
Небольшой казахстанский аэропорт Зайсан относят к третьему классу. Воздушные ворота обслуживают авиалайнеры Як-40, Ан-24 и Ан-26, а также более легкие суда, включая самолеты и геликоптеры. Из Зайсана летает один регулярный рейс, который связывает город с Усть-Каменогорском. Аэродром принимает частные самолеты и вертолеты.
Аэропорт Талды-Курган
Аэропорт расположился на расстоянии в 18,5 км от одноименного казахстанского города. Воздушные ворота Семиречья открылись в 1946 году. Сегодня они обслуживают рейсы местного и международного назначения.
Изначально на территории авиакомплекса функционировала одна грунтовая взлетно-посадочная полоса, с которой взлетали небольшие самолеты типа По-2. Однако со временем авиапарк расширился, и к нему добавились Як-2 и Ан-2.
В 1974 году аэропорту пришлось сменить дислокацию, после чего он стал способен принимать лайнеры Ан-24 и Як-40. В 1981 году к ним добавился Ту-134.
В 2004 году здание аэропорта реконструировали и оснастили необходимым досмотровым и технологическим оборудованием, соответствующим всем международным стандартам.
Помимо пассажирских самолетов, в Талды-Кургане базируются и суда военной авиации. Авиаперевозчик «Жетысу» выполняет регулярные перелеты в Астану. В город можно добраться и на самолетах Bombardier компании Qazaq Air.
Аэропорт в Нур-Султане (Астане)
Аэропорт Нур-Султана (Астаны) носит имя Нурсултана Назарбаева. Воздушные ворота начали свою работу в 1931 году и с этого времени стремительно развивались. Сегодня это — один из самых крупных аэродромов на территории Евразии, из него ежедневно вылетают порядка 40 лайнеров в разные уголки мира. Пропускная способность аэропорта — до 750 туристов в час. Терминал способен пропускать за сутки до 600 тонн различных грузов.
На территории аэропорта базируются 14 авиакомпаний, среди них — Austrian Airlines, SCAT, «Белавиа», «Узбекские авиалинии» и другие. Из Нур-Султана осуществляются вылеты во все крупные города Казахстана. Открыты воздушные пути до Москвы, Антальи, Санкт-Петербурга, Минска, Вены, Новосибирска, Шарджи, Стамбула, Родоса и других городов.
С 2002 по 2005 аэропорт реконструировался. В 2005 году на его территории открыли новый терминал.
Аэродром III категории, находящийся под управлением Airport Management Group, принимает воздушные суда любых размеров и модификаций. Для этого предусмотрена отличная взлетно-посадочная полоса. Она имеет усиленное армобетонное покрытие и протяженность 3 500 м, что позволяет работать авиасудам в условиях горизонтальной видимости в 200 м и вертикальной — в 15 м. Пассажиропоток за 2015 год составил 3 366 560 человек.
Аэропорт Усть-Каменогорск
Аэропорт удален от центра города на 11 км. Он представляет собой современный гражданский объект с двумя взлетно-посадочными полосами (одна — с асфальтобетонным покрытием, другая — с грунтовым). Через воздушные ворота осуществляются перелеты в Нур-Султан (Астану), Караганду, Алматы, Зайсан, а также Анталью, Москву и Новосибирск. Аэропорт сотрудничает с такими авиакомпаниями, как Air Astana, S7, Bek Air, SCAT и Sunday Airlines.
Аэропорт Уральск
Международный аэропорт Уральска находится на территории Теректинского района Казахстана и принимает самолеты разных типов, в том числе — крупные Boeing, Як, Ил и Ан, а также легкие джеты и геликоптеры. Из Уральска выполняются рейсы авиаперевозчиков Qazaq Air, Bek Air и SCAT. Налажено авиасообщение между городом и Нур-Султаном (Астаной), Актау, Алматы и Атырау. В комплексе работает международный терминал, из которого авиакомпания S7 выполняет рейсы в Москву, а Air Astana перевозит пассажиров во Франкфурт-на-Майне.