Будущее воздушных перевозок за беспилотными самолетами

Будущее воздушных перевозок за беспилотными самолетами

Появление новых разработок и постоянное совершенствование искусственного интеллекта могут привести к тому, что беспилотные самолеты начнут летать гораздо раньше, чем мы думаем. Однако сама идея беспилотников нравится далеко не всем, а на пути их признания предстоит решить несколько глобальных вопросов. В статье будут рассмотрены основные проблемы принятия беспилотных самолетов широкой аудиторией, а также ожидания, связанные с их появлением в будущем.

В последнее время многие компании, в том числе и автопроизводители, вкладывают большие средства в разработку беспилотных транспортных средств. Несмотря на то, что основной фокус сосредоточен на автономных автомобилях, авиационная промышленность также запускает в небо собственные беспилотные транспортные средства.

В авангарде идеи выступают такие гиганты как Airbus и Boeing. Благодаря их интересу к этому направлению вероятность появления управляемых одним пилотом воздушных лайнеров и беспилотных самолетов способна быстро воплотиться в реальность.

Автономный самолет Vahana

Компания Airbus провела испытания беспилотного воздушного такси, получившего название Vahana, в июне 2019 года. Одноместный борт на батареях может преодолевать расстояние до 35 миль со скоростью до 99 миль в час. Беспилотник взлетает вертикально, но после взлета его крылья начинают вращаться, что позволяет Vahana летать как самолет. В партнерстве с немецким автомобильным гигантом Audi и Uber, концерн Airbus планирует в ближайшем будущем стать участником сферы воздушных такси.

Беспилотный самолет Boeing

Прототип автономного воздушного такси с вертикальным взлетом, созданный компанией Boeing, поднялся в воздух в начале 2019 года. Аппарат успешно приземлился после нескольких секунд полета, который продемонстрировал эффективность системы наземного контроля и автономной работы транспортного средства. Особенно примечательным является тот факт, что с момента разработки концепта до запуска прошел всего год. Беспилотник Boeing предназначен для полета дальностью до 50 миль, который будет проходить полностью в автономном режиме, начиная с взлета и заканчивая посадкой. В ходе следующих испытаний планируется откалибровать переход в режим полета из вертикального режима в направлении вперед, а также протестировать полет с использованием подъемной силы крыла.

Стоимость воздушных перевозок в будущем

Инновации Airbus и Boeing, а также некоторых других разработчиков, — это гигантский шаг по направлению к полностью автономным самолетам. Согласно опубликованной UBS в 2017 году аналитической записке, на протяжении двух десятилетий они помогли бы сэкономить авиакомпаниям более 38 млрд долларов. Причем большая часть экономии была бы реализована за счет оплаты труда пилотов. В целом по индустрии в год эти расходы составляют не менее 34 млрд долларов.

Вызовы, стоящие перед беспилотниками

Существует несколько причин, почему до сих пор воздушными транспортными средствами по умолчанию не являются беспилотные самолеты.

Управление пассажирским бортом на протяжении десятилетий велось двумя пилотами. Требование об их обязательном присутствии в любой момент времени в кабине действует во многих авиакомпаниях. Это, а также факт отсутствия сертифицированных беспилотных или пилотируемых одним пилотом самолетов, означает, что страховые компании не смогут страховать такие воздушные суда, что делает их эксплуатацию рискованной для авиакомпаний.

Кроме того, проведенные в последние годы исследования показали, что большинство людей знают о появлении беспилотников и опасаются технологической катастрофы. Однако знакомство с инновациями, в частности с дронами, постепенно меняет курс восприятия этого вопроса. Так, последние отчеты CNBC сообщают, что совершить полет на автономном воздушном судне согласны 7 человек из 10. Но только 58 % из этих 70 % участников рассматривают возможность полета на беспилотнике в ближайшие 10 лет, прочие же говорят о том, что это может когда-нибудь произойти в их жизни.

Таким образом, результаты опроса лишь подтверждают, что настоящий рынок для автономных самолетов появится только после того, как технологии действительно «созреют».

Чем беспилотные самолеты могут быть полезны авиакомпаниям?

Майк Синнетт, вице-президент Boeing по разработке продукции, при обсуждении мотивов, побудивших компанию инвестировать в беспилотные самолеты, сообщил, что по прогнозам, в течение двух последующих десятилетий в небо поднимется рекордное число коммерческих реактивных самолетов — не менее 41 тысячи. По оценкам Boeing для их пилотирования потребуется более 637 тысяч сотрудников. Появление беспилотников позволит снизить количество пилотов, особенно в грузовой чартерной авиации, которая предъявляет более лояльные требования к управлению полетом и навигации, а также поспособствует решению вопроса их нехватки, актуального для всего мира.

Согласно исследованию, проведенному швейцарским банком UBS, по сравнению с пилотируемыми самолетами беспилотники могут стать более рентабельными, поскольку в таком случае исключается угроза ошибок пилотов. Заинтересованность в этом привела к разработке и внедрению специализированного ПО, которое с легкостью может быть интегрировано в автономные самолеты. Поскольку сегодня пилоты в среднем управляют воздушным судном вручную всего в течение 3–6 минут за рейс, несложно понять, почему они могут оказаться «лишними».

Первыми могут стать воздушные грузоперевозки

Пока в беспилотниках устраняются недочеты, новые их виды продолжают разрабатываться. В дополнение к проектируемым автономным самолетам создаются прототипы грузовых беспилотников. Они также нацелены на значительное снижение связанных с воздушными грузоперевозками рисков и затрат.

Например, альтернативный вариант от компании Elroy Air, фактически являясь дроном, способен перевозить на расстояние в 300 миль грузы весом до 500 фунтов за один рейс. Это довольно впечатляющий результат, к тому же беспилотник может взлетать и садиться в самых отдаленных местах и в самых сложных условиях. Для этого ему требуется площадка размером всего в шесть машино-мест, что делает дрон идеальным вариантом как для перевозки коммерческих товаров, так и для доставки продовольствия и гуманитарных миссий в изолированные районы.

Будущее воздушных перевозок

Увеличение количества воздушных рейсов в шестикратном размере прогнозируется уже к 2050 году. Это значит, что авиационной отрасли срочно требуются радикальные изменения в конструкции самолетов, а также решение проблемы нехватки пилотов.

Сегодня беспилотники все еще требуют присутствия пилота в кабине для слежения за изменениями погодных условий и направления ветра, а также для проверки расхода топлива и управления самолетом в условиях турбулентности. Разумеется, эти функции могут выполнять и автопилоты, но пока люди с ними справляются лучше, поскольку ситуации могут быть непредсказуемыми. Также автопилоты не могут взлетать и садиться без помощи человека, поэтому в обозримом будущем пилоты вряд ли будут совсем удалены из кабин.

Перемещаться с помощью беспилотников пока невозможно, однако не менее интересно и волнительно летать частным бортом, особенно когда есть возможность выбрать воздушное судно из столь обширного разнообразия.