Как устроена бизнес-авиация: от вареной картошки до спа-салона на борту

За три десятилетия, с тех пор как первый частный самолет приземлился в Шереметьево, изменились не только сами авиалайнеры, но и запросы их владельцев. Сегодня мало кого удивит бассейн на борту личного самолета, не говоря уже о спальне или душе. То, что раньше казалось невозможным, теперь стало острой необходимостью, поскольку нередко владельцы воздушных транспортных средств проводят больше времени в небе, чем на земле.

С чего все начиналось

Практически как и любой бизнес в России, деловая авиация зарождалась в 90-е годы в муках. Процесс этот был очень сложный и тяжелый. Когда первый частный бизнес-джет неожиданно приземлился в Москве, и во всем мире хорошо было известно, как с этим работать, у нас никто даже не представлял, что нужно делать. Осознание, что в бизнес-авиации есть специальные структуры, занимающиеся планированием полетов, обслуживанием и ремонтом, а также строительством частных самолетов, пришло позже, но на тот момент можно было лишь мечтать о такой системе в России.

Но деловая авиация стремительно развивалась, и количество самолетов неуклонно увеличивалось вплоть до 2010-х годов, насчитывая порядка 600 единиц транспорта в собственности у российских бизнесменов.

А как обстоит дело в настоящее время?

Сейчас российский рынок более цивилизованный. Изощрения постепенно утратили актуальность, клиенты стали прагматичнее, хотя возможности сервиса в бизнес- авиации практически не ограничены. На данный момент существует качественная инфраструктура, обслуживающая любые частные джеты и огромное число кейтеринговых компаний, которые готовы удовлетворить все личные пожелания пассажиров в плане выбора блюд на борту и ресторана, где они будут приготовлены.

Экономика. Как на деловые перевозки влияет кризис

В некотором смысле, деловая авиация — это зеркало экономики страны. Но это не только люкс-сегмент: в первую очередь бизнес-авиация необходима для деловых перевозок. Все тренды, которые наблюдаются в экономике, мгновенно отражаются на частной авиации. Во время кризисов спрос, разумеется, снижается, количество деловых перелетов уменьшается, а самолеты дешевеют. Но в России кроме внешних, существуют и внутренние проблемы, причем большинство из них связаны с санкциями. Согласно официальной статистике, объем деловых перевозок с 2014 года сократился почти на 30 %, а небольшой рост был отмечен только в 2017. В последнее время ситуация в авиабизнесе также крайне нестабильная. Однако трудности могут нести и пользу: предполагается, что в ближайшие годы количество ввезенных в Россию воздушных судов вырастет и одновременно появится больше бизнес-джетов собственного производства.

Всплеск активности в бизнес-авиации наблюдается на майские и ноябрьские праздники, а также перед Новым годом. Пару лет назад корпоративных массовых полётов было гораздо больше, а сейчас их количество сокращается и достигает соотношения 50 на 50: частные полеты на отдых и деловые перелеты.

География. Где производят частные самолеты

По выпуску и реализации частных бизнес-джетов лидирующие позиции у Канады, США, Бразилии и Франции. Однако таких компаний немного. Отечественные же частные самолеты появились совсем недавно. Пока их всего четыре, но они нравятся клиентам и активно эксплуатируются. Например, один из таких воздушных лайнеров использовался во время Чемпионата мира по футболу 2018 администрацией UEFA. Без единого недочета на нем налетали почти 60 часов.

Анатомия. Самолеты внутри и снаружи

Обычно частные самолеты отличаются по конфигурации и размеру, то есть внутренней отделке и салонному наполнению. Как правило, деловые самолеты, имеют более скромный и простой интерьер, в котором можно с комфортом проводить переговоры. К примеру, внутри бизнес-джет Ангелы Меркель выглядит совершенно неброско. Естественно, в отделке его салона присутствует натуральное дерево и кожа, но они не привлекают чрезмерного внимания. Зачастую бизнесмены и политики не хотят выделяться, поэтому избегают вензелей и украшений, а вот в салонах частных самолетов арабских шейхов можно увидеть все, что угодно: эксклюзивные ткани, дорогие материалы, золото.

В гражданской авиации процесс создания салона называется термином «комплишн». Воздушные лайнеры с изысканными интерьерами появляются на свет в специализированных ателье. Здесь есть немало тонкостей, а использующиеся при изготовлении салона материалы в целях безопасности полета должны быть обязательно сертифицированы.

Условно говоря, выполнить такой заказ обычная мебельная фабрика не сможет, поскольку для самолета используются специальные ткани и конструкции. Именно по этой причине стоимость внутренней отделки иногда может равняться стоимости самого самолета, сошедшего с конвейера. Помимо сертификации, для соблюдения правил пожарной безопасности все использующиеся материалы должны быть негорючими, поэтому дерево и кожу обрабатывают особым образом.

Что касается конфигурации салона, то в этом плане ограничений практически не существует, а те, что есть, связаны исключительно с мерами безопасности. Сейчас уже никого не удивить душем или спальней на борту большого самолета. Более того, в частном джете можно сделать игровую комнату, спа-салон и даже установить небольшой бассейн. По факту, клиент может реализовать практически любую свою фантазию.

Арифметика. Арендовать или купить

Многие считают, что если приходится летать достаточно часто, то выгоднее приобрести собственный бизнес-джет. Но итоговая сумма состоит из очень многих параметров и не всегда их так легко просчитать, как кажется. Этот вопрос обладает своей спецификой: частный самолет — это предмет роскоши, поэтому рассчитать его экономическую выгоду, по сути, невозможно. К примеру, у вас есть дорогая картина. Да, она стоит большую сумму денег, но вы ее не получите, пока не продадите это произведение искусства. При этом самолет даже не всегда является частью имиджа, поскольку за шлагбаумом аэропорта его практически никто не видит, и не знает, что вы его владелец. В первую очередь частный самолет все же остается средством личного комфорта своего обладателя.

Сейчас появилось много бизнес-джетов, которые способны совершать даже трансатлантические перелеты. Экономичные двигатели и современные технологии позволяют частным самолетам преодолевать огромные расстояния. Но это обстоятельство во многом влияет и на цену: самолет, способный долететь до Нью-Йорка и рассчитанный на 15–20 пассажиров, будет стоить дороже, чем тот, что перевозит на короткие расстояния и вмещает 3–4 человека. Получается, что чем больше воздушное судно, тем оно дороже. Плюс конфигурация и возраст.

Нередко бизнесмены покупают частный самолет, а уже потом понимают, что денег на содержание транспортного средства не хватает или обходится в убыток. Стоимость воздушных судов начинается примерно от 4 миллионов долларов, а заканчивается где-то на сотне. Самые популярные модели стоят 40–50 миллионов долларов, а содержание большого частного самолета достигает 3–4 миллионов долларов в год. И такая сумма требуется только чтобы его допускали к эксплуатации, и он мог летать. Не правда ли, это достаточно высокие цифры?

Поэтому, чтобы не удручать себя лишними расходами, выгоднее брать частный самолет в аренду. При аренде стоимость летного часа зависит от цены самолета: те, что поменьше, обходятся в 2–3 тысячи долларов за час, наиболее популярные и дорогие — 9–10 тысяч долларов. Но тут снова подключается сложная арифметика: из-за расходов в аэропортах короткие перелеты стоят дороже.

Как устроен рынок

На рынке деловой авиации сейчас около ста компаний. Порядка пятнадцати — крупные игроки, а остальные — это небольшие фирмы, которые сопровождают пару-тройку клиентов. По статистике, 70 % клиентов рынка — крупные корпорации, чьи сотрудники часто летают в командировки.

Услуги бизнес-авиации продвигаются с помощью привычных маркетинговых инструментов — активных продаж и рекламы в интернете. Прибыль оказывается не такая уж и высокая: маржинальность составляет порядка 4–5 %, т. е. около 1 000–1500 евро с одного полета. Его стоимость зависит от маршрута, поставщика, заказчика и многих других факторов. Средний чек варьируется от 30 до 40 тысяч евро. Из общей стоимости перелета авиакомпания тратит 30–35 % на топливо, 17–20 % — на сборы в аэропортах, 15–17 % — на бортовое питание, 10–12 % — на зарплату экипажу и 1–2 % — на аэронавигационное обслуживание по маршруту полета и в районе аэропортов. Оставшиеся средства уходят на эксплуатационные расходы, аренду офиса и прочие сопутствующие траты.

Чем отличаются бизнес-джеты от частного самолета или чартера?

С точки зрения российских стандартов отличий мало. С точки зрения западных нормативов — регулируется количество посадочных мест (до 19). Этот критерий сложился исторически. Условно же можно сказать, что деловая авиация начинается там, где владелец самолета не садится сам за штурвал, и где на борту появляется туалет.

Один из самых популярных на сегодня самолетов — это Bombardier Challenger 300. Обычно в нем 12–14 посадочных мест. Почему у мест есть вилка? Потому что бизнес-джеты часто выпускают с индивидуальными салонами, а компоновка может быть очень разной даже в пределах одного типа судна. Так, если самолет используется для чартера, в нем устанавливают больше сидений, отсутствует пост бортпроводника, а кухня предназначена только для разогрева готовых блюд. Если же самолет принадлежит бизнесмену, то число кресел уменьшают, шаг между ними увеличивают, оборудуют спальню и нередко душ. Кухню обычно делают большую, с холодильником и возможностью приготовить что угодно прямо на борту воздушного судна.

В Европе чаще используют легкие самолеты, у нас — большого или среднего размера, поскольку страна по протяженности огромная и летать приходится далеко. Вот примерный список наиболее распространенных воздушных судов:

1. Bombardier Challenger 300;

2. Bombardier Global 5000/Global Express;

3. Bombardier Challenger 600/650;

4. Dassault Falcon 900;

5. Dassault Falcon 7X;

6. Embraer Legacy 600/650;

7. Gulfstream G550;

8. Gulfstream G650;

9. Hawker 800;

10. Cessna Citation.

А еще бизнес-джеты быстрее модернизируют — бортовое оборудование на них обычно предпоследних или последних релизов.

Чем еще хороши бизнес-джеты?

Многие из них создаются с применением наработок от истребителей, к примеру Dassault Falcon. По сути, это гражданская версия военного истребителя. Разумеется, в плане возможных маневров они «поспокойнее», но энерговооруженность у них весьма и весьма хорошая.

Если вы увидите в бизнес-авиации малый трехдвигательный самолет, то, скорее всего, он был приобретен специально для трансатлантических перелетов. Особенность заключается в том, что у каждого воздушного судна существует показатель максимального удаления от аэропорта, а трехдвигательные самолеты позволяют пересекать Атлантику самым коротким маршрутом — практически напрямую.

Еще очень важная особенность — взять на борт можно очень многое. К примеру, для грузового самолета приходится очень тщательно рассчитывать время вылета, так как воздух становится менее плотным при повышении температуры днем и с нужным количеством груза и топлива он может просто не взлететь. В бизнес-авиации же расписание движется постоянно: ведь если хочется, то вылететь можно хоть на 40 минут позже. Подобные ситуации создают проблемы крайне редко, да и то, если только аэропорт расположен где-нибудь высоко в горах.

Кроме того, это обстоятельство означает и короткий взлет (почти для любого джета 1 000 метров), то есть требования к длине полосы — минимальные. Также укороченная процедура взлета позволяет «вклиниться» в расписание и не тратить время в очереди. Однако стоит отметить, что такие возможности есть не во всех аэропортах и им приходится стоять в общей очереди.

Еще бизнес-джеты могут подниматься на высоту 13–14 километров, где воздух более разреженный и часто летают верхними эшелонами, что позволяет эффективнее использовать топливо и развивать большую скорость.

Кому нужны такие самолеты?

Частные рейсы вне маршрутной сети и вне расписания, в то время как рейсы, к примеру, «Аэрофлота» расписаны чуть ли не на год вперед и меняются не сильно. В деловой авиации рейс планируется часа за 2–3, а лететь можно абсолютно в любом направлении. Существует лишь одно «но»: если вы летите в Копенгаген, то в полете нельзя взять и повернуть в Минск, так как приходится следовать заранее поданному плану полета.

Вопреки распространенному мнению, бизнес-джетами пользуются не только олигархи. Корпоративные самолеты востребованы для перелета делегаций при переговорах. Нередко собственные воздушные борта есть у крупных компаний со множеством филиалов, чтобы облететь полстраны за день-два (на обычных рейсах это заняло бы пару недель). С учетом того, что в частном самолете можно с комфортом ночевать, не хуже, чем в отеле, по экономии времени топ-менеджмента это вполне оправданно. Кроме того, такие самолеты также используются для перевозки срочных посылок и грузов.

Часто используют бизнес-джеты политики, музыканты и спортсмены. Перелет на частном самолете позволяет отдохнуть и избежать излишнего внимания. Все необходимое оборудование можно загрузить на борт заранее, а в терминале точно нет папарацци и фанатов.

Еще бизнес-джеты во всем мире используют для санавиации, то есть транспортировки до больницы (примерно треть флота Пилатусов в Швейцарии — это самолеты с огромной дверью для погрузки носилок).

Также отдельное направление бизнес-авиации — это самолеты для спортивных команд. Но для таких рейсов выбирают не бизнес-джеты, а почти обычные пассажирские самолеты, при этом используется инфраструктура Fixed Base Operator. FBO — провайдер наземной инфраструктуры для деловой авиации. Их нередко называют «частными терминалами», что почти верно. Они имеют собственные терминалы, инфраструктуру для заправки и обслуживания самолетов и вертолетов, ангары для их хранения, собственные машины для проведения антиобледенительной обработки.

Как происходит заказ самолета

После звонка от клиента менеджер сразу же уточняет дату, время, маршрут, количество пассажиров и багажа, выясняет предпочтения по питанию. Если заказчик предпочитает еду из конкретного ресторана, то ее можно доставить к вылету. Этим обычно занимается кейтеринговая компания.

Затем менеджер начинает поиск подходящего самолета. Вся поступившая информация анализируется: в расчет принимается не только цена, но и надежность самолета, год его выпуска. В итоге клиенту предлагается выбор из нескольких вариантов. Нередко заказчик не знает, какую модель самолета он хочет, и наша задача ему это объяснить.

Есть клиенты, которые хотят определенный самолет. Тут все зависит от финансов и статуса. Если это уровень министра или его заместителя, то они изначально не отправятся в полет на недорогом самолёте. Один из самых популярных среди элитных — Bombardier Global 6000, бизнес-джеты на базе Airbus или Вoeing заказывают реже. Они отличаются не только роскошью, но и просторным салоном. Если обычно такой самолет вмещает 160–170 пассажиров, то для частных перелетов его переоборудуют под 19 посадочных мест.

Один из самых доступных и популярных бизнес-джетов — Cessna. Также клиенты часто заказывают самолеты марки Hawker. Популярность вертолетов совсем небольшая — полеты на них занимают менее 5 % от общего числа совершенных.

Минимальное время, за которое можно организовать рейс, — через четыре часа после получения согласия клиента. Но самый ответственный момент наступает тогда, когда рейс подтвержден, а счет выставлен и оплачен.

После этого осуществляется работа по подготовке и выполнению рейса. Подается заявка на рейс в аэропорты вылета и прилета, оформляется разрешение на пролет над той или иной страной. Наша же основная роль заключается в том, чтобы всегда быть с клиентом на связи и оперативно получать от него всю нужную информацию.

 

Вас может заинтересовать

  1. Аренда АН-26, АН-12
  2. Как устроена бизнес-авиация: от вареной картошки до спа-салона на борту
  3. Авиаперевозки грузов – все тонкости и нюансы
  4. Авиатакси
  5. Гид по самолетам